НИ МУРАВЬЯМ, НИ ОГНЮ НЕ ПОДВЛАСТНЫЙ

Никому не подвластен дикий ячмень двуряд-ный. Соломенной желтизны, плоские колосья. Прямые длинные ости. И колоски, спаренные по три штуки вместе. Когда колос разламывается, созревая, тройник колосков падает на землю как одно целое.
   В тройниках — вся сила диких ячменей. Только центральный, средний колосок несет зрелое зерно. Два боковых зерен не дают. Они превращаются в подобие крылышек. Как наконечник стрелы тройник летит к земле, направляемый остью. Вонзается в нее. Волоски -на стерженьке тройника не позволяют выдрать его из . почвы. Муравьи пытаются это сделать, но безуспешно. Ость отломят, а зерно останется в земле.
   Оно не подвластно не только муравьям, но и огню. Прошумит степной пожар, пал сожжет все, что есть живого наверху. Зерно ячменя сохранится. Оно — в земле.
   Такие преимущества позволили спонтанеуму, как зовут дикий двурядный ячмень по-латыни, захватить немалые площади. Он есть и в Иране, и в Афганистане, и в Сирии. И у нас в Средней Азии. Восточная граница— Тянь-Шань. Огромные пространства степей и полупустынь покрыты спонтанеумом на юге Туркмении и Таджикистана. Заросли ячменя бросаются в глаза путешественникам даже зимою.
   Культурный ячмень дает человечеству перловую крупу, ячневую кашу и корм для лошадей. На Востоке, где не удается рис, сеют ячмень. Тогда он дает и хлеб.
   Но как появился культурный ячмень? Откуда пришел? Кто его породил? Было бы проще, если бы он был один. Но культурные ячмени — две разные группы. Одни шестирядные, другие двурядные. У шестирядных бесплодных колосков нет. Тройник несет три зрелых зерна. У двурядных зерно одно. Зато более крупное.
   Какие возникли раньше? Двурядные из шестирядных или наоборот? Казалось бы, логично вообразить, что шестирядные из двурядных. Ведь их дикий сородич—двурядный. Однако ботаники и селекционеры разделились на два лагеря. Одни — за двурядных, другие — за шестирядных. Втянули в спор археологов. Раскапывали гробницы. Потрошили древние склады.

Никому не подвластен дикий ячмень двуряд-ный. Соломенной желтизны, плоские колосья. Прямые длинные ости. И колоски, спаренные по три штуки вместе. Когда колос разламывается, созревая, тройник колосков падает на землю как одно целое.
   В тройниках — вся сила диких ячменей. Только центральный, средний колосок несет зрелое зерно. Два боковых зерен не дают. Они превращаются в подобие крылышек. Как наконечник стрелы тройник летит к земле, направляемый остью. Вонзается в нее. Волоски -на стерженьке тройника не позволяют выдрать его из . почвы. Муравьи пытаются это сделать, но безуспешно. Ость отломят, а зерно останется в земле.
   Оно не подвластно не только муравьям, но и огню. Прошумит степной пожар, пал сожжет все, что есть живого наверху. Зерно ячменя сохранится. Оно — в земле.
   Такие преимущества позволили спонтанеуму, как зовут дикий двурядный ячмень по-латыни, захватить немалые площади. Он есть и в Иране, и в Афганистане, и в Сирии. И у нас в Средней Азии. Восточная граница— Тянь-Шань. Огромные пространства степей и полупустынь покрыты спонтанеумом на юге Туркмении и Таджикистана. Заросли ячменя бросаются в глаза путешественникам даже зимою.
   Культурный ячмень дает человечеству перловую крупу, ячневую кашу и корм для лошадей. На Востоке, где не удается рис, сеют ячмень. Тогда он дает и хлеб.
   Но как появился культурный ячмень? Откуда пришел? Кто его породил? Было бы проще, если бы он был один. Но культурные ячмени — две разные группы. Одни шестирядные, другие двурядные. У шестирядных бесплодных колосков нет. Тройник несет три зрелых зерна. У двурядных зерно одно. Зато более крупное.
   Какие возникли раньше? Двурядные из шестирядных или наоборот? Казалось бы, логично вообразить, что шестирядные из двурядных. Ведь их дикий сородич—двурядный. Однако ботаники и селекционеры разделились на два лагеря. Одни — за двурядных, другие — за шестирядных. Втянули в спор археологов. Раскапывали гробницы. Потрошили древние склады.
   Выяснили: в Древнем Вавилоне уже сеяли шестиряд-ный. Раскопали кладовую с зерном в 60 километрах от Каира. Ей пять тысяч лет. Зерно — шестирядного. Казалось, что пальма первенства принадлежит ему. Но вот в 1959 году появилось новое сообщение, В Джармо, в Иранском Курдистане, археологи обнаружили остатки самой древней из известных сельскохозяйственных общин. И нашли зерно двурядного. Возраст —7 тысяч лет!
   Родословная ячменя стала выглядеть примерно так. Был некогда дикий двурядный. Он дал культурный двурядный. Тот, в свою очередь,— культурный шести-рядный. Однако сторонники шестирядного вскоре внесли смуту в эту стройную цепочку размышлений. Они лелеяли мысль, что шестирядный мог возникнуть вовсе не из двурядного, а из дикого шестирядного. Такого пока среди диких не находилось. То ли его вообще не существовало? То ли был, да погиб?
   И вдруг нашли! Шведский ботаник Ё. Оберт сообщил об этом в 1938 году. Находку описали по двум растениям. А их вырастили из двух семян, которые обнаружили в коллекции ячменей из Тибета. Назвали новый вид диким тибетским многорядным. От культурного собрата он отличался ломким колосом — обычным признаком диких злаков. Начались дальнейшие поиски. Они приносили известия о новых и новых разновидностях тибетского ячменя. А между тем уже мыслилась такая цепочка событий. Тибетский ячмень дал культурный шестиряд-ный. Тот с помощью человека двинулся на запад. Достиг восточной границы спонтанеума. Здесь возникли культурные двурядные…
   И как гром среди ясного неба новое сообщение. Никакой он не дикий, тибетский. Даже не вид. Просто гибрид культурного с диким слонтанеумом. В природе тибетский возникает постоянно. Но его тройники построены по типу шестирядных. В каждом из трех колосков по зерну. Такие тройники утеряли способность зарываться в почву — самое важное средство уцелеть на земле у дикаря. Муравьи с удовлетворением это отметили и тащат в муравейники неспособные уйти в землю тройники. Поэтому гибридных растений вырастает не так уж много. Но самое печальное для них то, что потомство не сохраняет черты родителей. Признаки расщепляются. Это доказал в опытах советский селекционер Ф. Бах-теев.
   Итак, дискуссия продолжается. Спорных вопросов—тьма. Не ясно, как возник гибридный тибетский ячмень в Тибете. Спонтанеума-то ведь там нет. Как смог выжить культурный ячмень в высокогорьях, если он растет в Гиндукуше на высоте в 4 тысячи метров, а спонтанеум добирается всего до 2 тысяч? Почему азиатские ячмени не скрещиваются с африканскими, если они возникли от общего предка. Американский ботаник И, Харлан выпустил недавно книгу о ячмене. В ней больше вопросов, чем ответов.
    А теперь о других дикий ячменях. По всей Евразии расселился ячмень ржаной, низенький, до колена, с узкими листьями и фиолетовым плоским колосом. Он же преуспевает в Южной Америке, следуя по пятам человека В Новой Зеландии на овечьих пастбищах благоден ствует ячмень мышиный в содружестве со жгучей крапивой и синяком Он же есть в Южной Америке. Он же — на пустошах Британских островов К культурным хлебам ни тот, ни другой отношения не имеют