ПЛАВУЧИЙ ГОСПИТАЛЬ

Иркутский профессор А. Фетисов долгое время не мог понять, почему в бассейне реки Лены, возле Манэур-ки, Кырмы и других мест, обитают крупные, упитанные косули, а в Забайкалье по реке Джиде и в Тункинской долине — мелкие и тощие. Ленские косули весят килограммов за пятьдесят, В Забайкалье таких животных почти не встретишь, хотя там и южнее, и климат теплее.
И трав хороших не меньше, а больше, чем на ленском севере.
   Зоолог заметил, что забайкальские косули иногда делают большие кочевки. Неведомая сила влечет их из тайги в лесостепь и даже в степь. И это в пору, когда корма в лесу еще хоть отбавляй, травы сочны и свежи, Иногда из степей обратно не возвращаются. Погибают в пути.
   Умирать на чужбине кому захочется? И косли не ради прихоти отваживаются на рискованное предприятие. Цель: изгнание глистов и выздоровление. Лучшее \» лекарство—горькая степная полынь. К ней-то и стремятся четвероногие. За тысячу километров приходят. Бывает поход неудачным, если у полыней неурожай. Тогда косули гибнут, как гибнут они в зоопарках, два года прожив без полыни. В кишечниках несчастных находили по 15 тысяч паразитов. Где уж тут быть упитанным.
   На Лене нет полынных степей. Зато есть болота—зарастающие озера. Зарастают они вахтой-троелисткой. У нее крепкие тройчатые листья на длинных черешках. Пышные, как у сирени, высокие кисти розоватых или белых цветков. Они не закрываются на ночь, и их можно обнаружить в любое время суток, даже в темноте.
Толстые ползучие корневища устремлены в сторону чистой воды. Растут все дальше и дальше, захватывая водную гладь, переплетаются с другими водными поселенцами. Возникает зыбкий ковер. Он плавает, и по нему даже можно ходить. Когда нужно полечиться, косули приходят к берегу озера-болота, осторожно ступают по зыбуну, щиплют тройчатые листочки. Горечи в них меньше, чем в полынях, но действие примерно то же. Правда, лечение длительное. Иной раз косули все лето на болоте проводят. Перед кончиной профессор А. Фетисов завещал как зеницу ока хранить троелистко-вые болота—плавучую лечебницу четвероногих.
    В семействе горечавовых, пожалуй, только одна троелистка плавающая. Остальные—сухопутные. Больше всего горечавок растет в степях и на лугах. Но настоящее раздолье для них—альпийские высоты или полярная тундра. К суровым ус лов и им приспособлены великолепно. Саяны, Анды, Скалистые горы, Альпы, Кавказ—где их только нет! Желтые, голубые, липовые. С какой начать?